Поиск

Мы в Контакте

Наши партнеры
Ландшафтная комппания "Дуэт"
Умные решения. Smart Solutions
Видеостены - это просто!

Ката


Ката Кёкусинкай находят свои истоки в двух течениях учения каратэ: системы Годзю-рю Чоюна Мияги (1888-1953) и системы Шотокан Гичина Фунакоши (1868-1958).

Стиль Годзю-рю – это член группы школ Наха-те, находящийся в основном под влиянием южных стилей китайского кемпо.

Южный Китай был в основном областью рек и рисовых полей. Основные виды деятельности: гребля, рыболовство, культивация риса, т.е. занятия, способствующие развитию сильной верхней части тела. Битвы часто проходили на мягкой и сельской земле, поэтому главным было удержание баланса и сплочённости. Дистанция боя была маленькой. Отсюда, искусство боя имело тенденцию концентрироваться скорее на стабильности, чем мобильности, с тугими, сильными движениями руками. Ката были часто довольно спокойны и величественны, техника сосредоточена на руках и плечах с движениями в сильной, устойчивой стойке. Серьёзно были также рассмотрены различные методы дыхания. Теншо ката – это хороший пример ката, на которое повлиял южный стиль кемпо.

В отличии от ката школы Наха-тэ, испытавших южное влияние, стиль Шотокан имел сильные корни в Шорин-рю, системах Шури-те, на которые повлиял главным образом северный стиль кемпо. Огромные открытые пространства равнин Северного Китая способствовали такому стилю жизни, при котором развивались сильные бёдра и ноги. Люди были охотниками, земля была сухой, и передвигались либо пешком, либо на лошади.

Ката северного стиля обладали движениями широкого размаха с большим количеством техник прыжков. Дистанция боя между противниками была достаточно большой. Блоки и удары были прямолинейными и казались жёсткими, по сравнению с южными стилями. Всё же они были сильными, когда выполнялись умело. Ката Цуки-но типичный пример ката северного влияния.

В ранние годы Сосай Мас. Ояма имел возможность тренироваться с мастерами и Южного и Северного течений, как в Японии так и в Корее. Поэтому Кёкусин-рю – это уникальное слияние обеих школ, что и демонстрируется в многообразии прекрасных и сильных ката. Каратист Кёкусин - рю свободно дерётся и на малой, и на большой дистанции. Удары руками исключительно сильны, и он равно искусен в близких захватах руками и в тугих, круговых блоках.

В соответствии с источником влияния, ката Кёкусин могут быть сгруппированы следующим образом:

Наха-тэ – самое сильное южное влияние: Санчин, Теншо, Гекусай Шо, Гекусай Дай, Сайфа, Сиэнчин, Гарю (была разработана самим Мас Оямой), Сейпай.

Шури-тэ – самое сильное северное влияние: Янцу, Цуки но Ката, Канку, Сушихо.

Интересно отметить, что ката Шотокан (северного влияния), перенятые Сосаем для Кёкусин, созданы главным образом для новичков; более продвинутые ката Кёкусин пришли главным образом из источников Южного влияния.

Занимаясь развитием каратэ в Японии, Гитин Фунакоши (Шотокан, северное влияние) столкнулся с задачей обучения людей, которые были совершенно не знакомы с основами искусства. В эру, когда кумитэ дзю (свободный стиль) не практиковалось, было необходимо разработать или применить ката, которые были просты в выполнении, но хорошо служили для передачи основ каратэ. Таким образом, Фунакоши создал ката Тайкиоку и применил другие, такие как « Пинан » из-за их соответствия цели. Ката « Пинан » были созданы другим мастером Итосу в 1905 году с целью облегчения обучения детей.

Ката Южного происхождения

Санчин – «Три битвы». Имеет различные толкования, например координация стойки, дыхания и движений руками – или унификация (объединение) тела, ума и духа. Сосай Ояма также говорит о координации между умом, духом и техникой.

У Сосай Оямы есть три принципа, важных для овладения ката:

1 – темп техники,
2 – точки силового нажима,
3 – контроль дыхания.

Они также могут считаться тремя точками координации в Санчин.

Теншо – «Поворачивающиеся ладони, изменяющиеся руки». Это ката создал Чоюн Мияги как дополнение к Санчин. Сосай Ояма говорил, что это самое обязательное из всех продвинутых ката каратэ.

Ката Гекусай были созданы Мияги в 1940 году с целью обучения сильных и мощных движений.

Гекусай-Шо - «Завоёвывай и занимай – младший».

Гекусай-Дай - «Завоёвывай и занимай – старший». Может также обозначать: «Бери приступом крепость».

В 1940 году губернатор префектуры Окинава Хаякава Гэн сформировал Специальный комитет каратэдо, перед которым поставил задачу разработать два легких в освоении базовых ката каратэ, рассчитанных на обучение школьников. Необходимо особо подчеркнуть, что этот Специальный комитет был создан по инициативе официальной власти, тогда как все предыдущие общества каратэ являлись добровольными объединениями, создававшимися по личной инициативе их членов. 

В состав Комитета вошли ведущие специалисты каратэдо преф. Окинава того времени: Мияги Тёдзюн (основатель школы Годзю-рю), Камия Дзинсэй (Годзю-рю, ученик Мияги Тёдзюн), Синдзато Дзинъан (Годзю-рю, ученик Мияги Тёдзюн), Миясато Кодзи (Годзю-рю, ученик Мияги Тёдзюн), Токуда Амбун (Сюритэ, ученик Итосу Анко), Киндзё Кэнсэй (Кобаяси-рю, ученик Тибана Тёсин), Нагаминэ Сёсин (основатель Мацубаяси-рю) и Кян Синъэй (Мацубаяси-рю, ученик Нагаминэ Сёсин). Председателем комитета был назначен Исихара Сётёку, служащий полиции и ведущий в тот период на Окинаве специалист по кэндо (в период работы в составе Комитета имел 6-й дан).

В составе Комитета места были пропорционально поделены между представителями двух разных направлений каратэ - Годзю-рю (направление Нахатэ) и Сёрин-рю (включает Кобаяси-рю и Мацубаяси-рю; это направление сложилось в результате синтеза двух более ранних направлений Сюритэ и Томаритэ). Такой состав отражал стремление японских властей способствовать синтезу старых направлений каратэ в единую систему по подобию дзюдо и кэндо, которую можно было бы распространить, если не во всеяпонском, то, уж во всяком случае, во всеокинавском масштабе. Хаякава Гэн желал, чтобы в новых ката технические элементы стиля Нахатэ были представлены столь же широко, как и элементы Сюритэ, чтобы эти ката были интересны представителям самых разных школ каратэ, равно как и начинающим, проживающим в любом уголке префектуры Окинава.

Реальное бремя работы по разработке новых ката легло на сэнсэев Мияги Тёдзюн и Нагаминэ Сёсин. Мастера представили плоды своих трудов на рассмотрение членов Специального комитета каратэдо в июне 1941 года. После обсуждения оба ката были приняты Комитетом.

Новые ката получили название "Фукюгата" - "Массовые ката".

Ката, созданное основателем Мацубаяси-рю Нагаминэ Сёсин, было сравнительно простым. Поэтому ему был присвоен первый порядковый номер. Его полное название: "Фукюгата ити" - "Массовое ката № 1".

Ката, разработанное основателем Годзю-рю Мияги Тёдзюн, было значительно сложнее. Поэтому ему был присвоен второй порядковый номер. Его полное название: "Фукюгата ни" - "Массовое ката № 2".

Вторая мировая война помешала реализации планов губернатора Хаякава и широкому распространению Фукюгата. В настоящее время Фукюгата ити изучается, по-видимому, только в школе Мацубаяси-рю. Несколько иначе сложилась судьба Фукюгата ни.

По-видимому, уже в послевоенный период Мияги Тёдзюн переименовал это ката в "Гэкисай дай ити" - "Первое ката Гэкисай" ("Гэкисай" можно перевести, как "Ударить и разить вдребезги", "Ударом разбить вдребезги", "Напасть и разбить вдребезги"). Мияги не только включил это ката в программу Годзю-рю, но и детально разработал методику его изучения и тренировки (в том числе разработал базовые бункай) и на его основе создал еще одно ката - Гэкисай дай ни, т.е. "Второе ката Гэкисай". В настоящее время оба ката Гэкисай изучаются во всех ветвях Годзю-рю как часть обязательной программы. Кроме того, модифицированные варианты Гэкисай дай ити практикуются в школах Мацубаяси-рю (под названием "Фукюгата ни") и Кёкусин (под названием Гэкисай Дай).


Сайфа - «Максимальное разрушение». Становление Нахатэ связано с именем мастера Хигаонна Канрё, который на протяжении ряда лет учился китайскому кэмпо в южнокитайской провинции Фуцзянь в области Фучжоу. Хигаонна привез из Китая целый ряд ката, и в их числе – Сайфа.

Известно, что Хигаонна был неграмотен и не знал, какими иероглифами должны записываться названия тех ката, которым он обучал своих учеников. Соответственно, не знал Хигаонна и смысла названий этих ката. Поэтому в некоторых школах до сих пор название «Сайфа» принято записывать фонетической азбукой катакана. Для японца это означает, что «Сайфа» – слово заимствованное, и значение его может быть неясно. 

В период распространения каратэ в Японии слово «Сайфа» претерпело фонетическую трансформацию. В японском слоговом языке нет слога «фа», поэтому в большинстве японских школ каратэдо, где практикуют это ката, на смену «Сайфа» пришло название «Сайха» (согласный «х» для японца слабо отличается от согласного «ф», а слог «ха» входит в слоговой ряд ха, хи, ФУ, хэ, хо).

Наряду с неудобопроизносимым названием, не нравилось многим японцам и то, что смысл названия «Сайфа» был абсолютно неясен. Для названия «Сайха» стали подбирать значимые иероглифы (атэдзи), чтобы сделать название не только легкопроизносимым, но и звучным. Так, в некоторых школах слово «Сайха» стали записывать как 砕破, что означает «Разбивать на куски и разрушать». В школе Кёкусин в версии IFK название «Сайха» записывается иероглифами 最波 со значением «Большая волна» (букв. «Максимальная волна»).

В Кёкусин каратэдо в версии Кёкусин-кан, как и в версии Мацуи (IKO-1), название этого ката записывается иероглифами 最破 (японское прочтение – «Сайха»), что означает «Максимальное разрушение», но прочитываются эти иероглифы на старый китайский манер – «Сайфа».


Сиенчин - двусмысленно в значении. Часто переводится как «Шторм внутри спокойствия». Дословно обозначает «Атакуй мятежное поселение», или «Подави отступления». Название указывает необходимость превзойти слабости духа и подавить любое желание сдаться при встрече жизненных испытаний. Нужно «подавить отступающее сердце»

Гарю - «Опирающийся дракон». В философии слово Гарю относится к великому человеку, который остаётся в неизвестности. Это ката было создано Сосай Оямой. Гарю было его псевдонимом в его ранней деятельности в каратэ. Истинный каратист развивает в себе дух смиренности, и, как опирающийся дракон, имеет силу, но выбирает – не выпускать её.

Сейпай - «Восемнадцать рук». Это было одно из самых продвинутых ката в школах Наха-тэ.

Ката Северного влияния


Тайкиоку ката были созданы Гичином Фунакоши. Сосай Ояма описывает ката Тайкио-ку как основу всех ката, познание которому нужно научиться, прежде чем обучаться и идти по тропе каратэ.

Пинан - «Спокойный ум, спокойная безопасность» или «Мирный ум, Мирная безопасность». 5 ката Пинан были созданы Анко Итосу (инструктором Фунакоши) в 1905 году, как упрощённые версии про двинутых китайских форм (включая Канку), для того, чтобы обучать детей. Преданная тренировка каратэ-до принесёт спокойный дух и умиротворённость уверенного сердца.

Янцу - иногда оно переводится, как «Обеспечить чистоту», указывая на то, что каждый должен ежедневно напрягать все усилия в битве жизни, с целью преодолеть слабости и остаться чистым в сердце.

Цуки-но ката - ката ударов кулаком. Это ката учит соблюдать и направлять силу удара в любом направлении и различным оружием.

Сушихо - «Пятьдесят четыре ступни». Это ката было одним из двух самых продвинутых в школах Шури-тэ. Кроме того, что, вероятно, существует цифровая связь между названием и числом движений в первоначальной форме, число 54 также связано с Буддийской философией.

Канку - «Узри небеса», «Посмотри на небо». Именно это ката выбрал Г.Фунакоши для выполнения на первой общественной демонстрации каратэ-до в Японии в 1922 году. Канку - это высшее ката в Кёкусин. Когда руки выполняющего соединяются в открытой позиции, он смотрит на небеса через руки и размышляет о значимости доблести для человека и о бесконечности небес. Пока небо и земля находятся в их астрономическом пути, всё будет хорошо. Солнце вновь поднимется завтра и с ним придёт новая надежда, каким бы тяжёлым не казался сегодняшний день.
Сделать бесплатный сайт с uCoz